Великое множество мостов, башен, стен, акведуков и тому подобных
построек приписывается этому странному зодчему и инженеру». Чертовы
мосты Это Сатана якобы сложил знаменитую стену на границе между Англией и
Шотландией - римское военно-оборонительное сооружение, воздвигнутое по
приказу императора Адриана. Он же перекинул мост через реку Рону в
Авиньоне и другие так называемые чертовы мосты, включая Чертов мост в
Альпах, которым прошел в 1799 году под огнем неприятеля, над страшной
пропастью великий А.В.Суворов со своими чудо-богатырями.
[]
Там мост
через бездну отважной дугой С скалы на скалу перегнулся; Не смертною
был он поставлен рукой Кто смертный к нему б прикоснулся? писал об
альпийском Чертовом мосте Фридрих Шиллер в балладе «Горная дорога».
Об истории строительства еще одного «чертова моста» рассказывают две статуи XII века в Регенсбурге (Австрия).
«Одна
статуя помещена под крышей собора между другими фигурами для стока воды
в виде человека, всем корпусом наклонившегося вниз, другая - на мосту в
виде обнаженного юноши, сидящего верхом на камне с надписью «Как
жарко!» и с лицом, обращенным к собору. Легенда связала эти две фигуры с
постройкой в XII веке моста через Дунай.
Строитель моста будто
бы бился об заклад с архитектором собора, кто скорее окончит свою
работу, и при помощи Дьявола опередил соперника, который от огорчения
бросился с крыши собора и убился до смерти», - пишет искусствовед
В.П.Зубов в статье «Архитектор в эпоху Средневековья». - Восклицание
«Как жарко!» указывает не только на необычайную засуху, разразившуюся
летом 1135 года, но и на адское пламя, жар которого уже чувствует
грешник, продавший душу Сатане в уплату за построенный в срок мост.
Нечисть
в церкви «Страннее всего, что дьявол употреблял иногда свои
архитектурные таланты также на сооружение церквей и монастырей, замечает
А.В.Амфитеатров. - Но, конечно, в этом случае он либо преследовал свои
тайные цели, либо бывал понуждаем Волей, сильнейшей его. Так, говорят,
им были сделаны планы и другие рисунки для Кельнского и Ахенского
соборов, а последний даже отчасти, если не весь, им выстроен».
Ахенский
собор был заложен в 798 году на месте разрушенных римских терм (бань -
ред.) - самое место для нечистой силы! В его стенах неоднократно
наблюдали полтергейст, явления призраков, из рук священника во время
литургии зачастую ктото словно вырывал чашу с претворенным в кровь
Христову вином, швыряя ее под ноги самым недостойным из прихожан.
А
в постройке Кельнского собора (заложен в 1248 году) принимал участие
Альберт фон Больштедт, прозванный Альбертом Великим (1193-1280) -
профессор теологии в Кельне и Париже, глава схоластики своего времени,
прославившийся обширнейшими трудами по богословию, философии и
естественным наукам. После смерти Альберт Великий почитался как святой
монахами-доминиканцами, в ордене которых состоял. В потомстве за ним,
однако, осталась слава великого астролога и алхимика, чернокнижника и
мага. Он - один из прототипов гетевского Фауста.
«Легенда
рассказывает, что, принимая в Кельне в 1248 году короля Вильгельма и его
гостей, Альберт под Рождество своими чарами наколдовал в его дворце
волшебный сад с цветущими деревьями и певчими птицами, - отмечает
академик В.М.Жирмунский в своей «Истории легенды о Фаусте». Чтобы
накормить гостей своих устрицами, он стучал в окно, и невидимая рука
протягивала ему желаемое блюдо».
В Англии считается постройкой дьявола аббатство Кроуленд в Линкольншире.
Проказливые
чертенята бесконечно докучали монахам, пугали их, неожиданно с ними
заговаривали. Даниэль Дефо в своем «Путешествии по Великобритании»
(1724-1726) иронически отзывается об этих толках. И в его время, двести
лет спустя после закрытия аббатства, округа все еще полнилась нечистью.
Черные
мадонны Шартрский собор во Франции - величайший из шедевров готической
архитектуры. И вместе с тем это единственный из французских кафедральных
соборов, в который никогда не заходили короли, кардиналы или епископы.
Ходили упорные слухи, что фундамент храма заложил Сатана. Поначалу
историки связывали эти легенды с тем, что в древности здесь находилось
друидское святилище. Однако в 1904 году в глубине холма, который теперь
лежит в основании собора, обнаружили так называемую черную мадонну -
фигуру Богоматери с черным ликом и сексуально акцентированными формами
тела, что священнослужители иначе как свидетельством «авторских прав»
Сатаны расценить, конечно, не могли.
Надо сказать, что «черных
мадонн» находили во многих церквях Франции, и порой католические иерархи
с ужасом обнаруживали, что народ на протяжении веков им истово
поклоняется. Так, в старейшем парижском храме Сен-Жерменде-Пре,
построенном в 542 году на месте святилища древнеегипетской богини Исиды,
«черная мадонна» почиталась как Богоматерь вплоть до ее торжественного
сожжения в 1514 году. Вместе с ней отправился на костер и весь клир
церкви.
В Тулузе церковь Ля Дорад была неким трубадурским центром
во времена наиболее бурного распространения катарской ереси (XII век).
Посвящаемые поклонялись в нем под видом Богородицы «Царице с гусиными
ногами» - опять же «черной мадонне», обладающей чертами птицы.
Естественно, ее тоже сожгли вместе с катарами.
По всей видимости,
во всех этих случаях в качестве Богородицы почитали изображение
языческой богини-Матери. И хотя сегодня по христианскому миру известно
более четырехсот «черных мадонн», церковь по-прежнему предпочитает
замалчивать их существование.
Адский аврал «Чудесность
дьявольских построек заключалась не только в их совершенстве, -
подчеркивает А.В.Амфитеатров, - но и в скорости, с которой они
созидались.
Часто дьяволу давался для них срок не более как в
одну ночь - и он успевал, если только люди его не надували, чего по
отношению к дьяволу, кажется, никто и никогда грехом не почитал».
Обязавшись
на протяжении одной ночи выстроить церковь, дьявол переносил на место
постройки из отдаленнейших мест целые гранитные скалы, глыбы и плиты
цветного мрамора, иногда даже колонны, похищенные в каком-нибудь древнем
языческом храме, вековые дубы и ели, металлические брусы и балки. Не
покладая рук, он и его присные рубили, строгали, буравили, тесали,
ковали, лили, полировали, рыли, складывали, штукатурили, красили,
рисовали, расписывали, ваяли, так что с наступлением утра первый луч
солнца уже зажигал на башнях яблоки из превосходного полированного
золота и отражался в художественной живописи огромных стрельчатых окон. И
за такую постройку нечего было бояться, что через год или два в ней
обрушится потолок или обвалится стенная штукатурка - Сатана созидал свое
царство на века.
Так, известно, что храм святой Варвары в
Бретани был построен буквально за неделю. В строительстве принимали
участие многие добровольцы из числа местные жителей, и документально
зафиксировано, что каждая новая смена, приходя на работу, поражалась
тому, какое невероятное количество работы удалось сделать
предшественникам. Тем не менее темп работы возрастал день ото дня, а
кончилось все тем, что среди строителей-добровольцев разразилась
загадочная эпидемия, сопровождавшаяся припадками, которая свела
большинство из них в могилу.
Единственно, от чего дьявол
систематически уклонялся, это - увенчать свое здание крестом. Да и то
один раз адский архитектор умудрился выстроить для шведского короля
Олава Святого высочайший собор с крестом. Но король, поднявшись на
кровлю собора, с ужасом увидел, что то, что снизу кажется людям крестом,
в действительности - золотая фигура коршуна с распростертыми крыльями.
Свидетельства
писателей Люди творчества зачастую таинственным образом ощущают то, что
человеку без воображения увидеть не дано. Не зря считается, что
талантливые писатели в момент вдохновения вступают в контакт с высшими
сферами.
Описывая в своем романе «Наше сердце» знаменитое
аббатство XII века МонСен-Мишель в Нормандии, возведенное на скале, в
час прилива со всех сторон окруженной морем, французский писатель Ги де
Мопассан ненавязчиво подчеркивает в нем некое потустороннее, дьявольское
начало: «Высокое здание вздымалось на синем небе, где теперь четко
вырисовывались его детали: купол с колоколенками и башенками, кровля,
ощетинившаяся водостоками в виде ухмыляющихся химер и косматых чудищ...»
Мопассановские герои, «изумляясь поразительному сооружению», подходят к
нему ближе по песчаной косе, выступившей из воды в час отлива.
«Над
ними, в небе, высился причудливый хаос стрел, гранитных цветов, арок,
перекинутых с башни на башню, - неправдоподобных, огромных - и легкое
архитектурное кружево, как бы вышитое из лазури, из которой выступала,
вырывалась, словно для взлета, сказочная и жуткая свора водосточных
желобов со звериными мордами...» В здании аббатства есть что-то
ирреальное - если обойти и посмотреть на него со стороны моря, окажется,
что оно способно менять свой облик, подобно призрачному замку злой
колдуньи Фата Морганы: «С этой стороны аббатство, внезапно утратив вид
готического собора, который так поражает, когда смотришь на него с
берега, приобрело, как бы в угрозу океану, воинственный вид феодального
замка с высокой зубчатой стеной, прорезанной живописными бойницами и
поддерживаемой гигантскими контрфорсами, циклопическая кладка которых
вросла в подошву этой причудливой горы».
Уроженец Нормандии, Мопассан с детства знал легенду о том, как было создано это архитектурное чудо.
«Дьявол
настолько гордился своим зодческим талантом, что однажды вызвал
архангела Михаила, старого своего неприятеля, на конкурс, кто построит
красивее церковь на горе Сен-Мишель. Архангел, как и следовало ждать,
победил, но и дьявол не ударил лицом в грязь; при том архангелова
церковь была за красоту взята на небо, так что грешный мир о ней судить
не может, а дьяволом воздвигнутая осталась на земле, и ею до сих пор
любуются туристы как готическим шедевром», - пишет А.В.Амфитеатров.
В
строительстве собора Парижской Богоматери дьявол, по преданию, также
принимал участие и даже изобразил самого себя в образе одной из химер -
знаменитого дьявола-мыслителя.
В историческом романе Марка
Алданова «Мыслитель» (1927) есть эффектная сцена: таинственный
незнакомец, изваявший дьявола-мыслителя Нотр-Дам, ведет героев смотреть
свою работу, и те недоумевают, почему он не вырезал своего имени на
статуе - ведь потомки будут спрашивать, как звали мастера.
«Нет, - сказал ваятель с живостью. - Кто увидит мою статую, тот этого не спросит».
Те,
кто читал роман Виктора Гюго или хотя бы знаком с поставленным по нему
мюзиклом, поймут, что чувства знаменитый собор зачастую взращивал отнюдь
не христианские...
|