Андрогины — двуполые существа, сочетающие в себе
признаки как мужского так и женского пола. В мифологии разных народов
сотворение мира начинается с того, что некое первичное божество бесполым
путем порождает других богов, и некоторые специалисты-мифологи склонны этих богов причислять к Андрогинам.
С большим основанием это название может быть отнесено к египетскому
богу Ра, у которого его собственное семя попало в рот, после чего он
породил других людей и богов, т. е. произошло что-то вроде
самооплодотворения и он стал отцом и матерью одновременно. В мифах
африканских народов первичный бог Амма сначала создал из глины первую
пару людей, которые затем породили восемь двуполых первопредков, от
которых произошли остальные люди. []
Самым известным мифическим Андрогином был (точнее — стал) Гермафродит
— сын Гермеса и Афродиты. Сначала это был юноша, отличавшийся только
необыкновенной красотой. В него влюбилась нимфа Салмакида, но не
встретив взаимности, уговорила богов срастить ее тело с телом
Гермафродита. В результате получилось двуполое существо.Сходная
история содержится и в китайской мифологии. Жили некогда брат и сестра,
которые вопреки существующим обычаям поженились. В наказание они были
сосланы в горы и там умерли от голода и жажды. Их пожалел бог Юйцян и
накрыл их тела травой бессмертия. Через 7 лет они ожили, но за это время
их тела срослись, и получился Андрогин с двумя головами, двумя парами
рук и ног. Это двуполое существо производило на свет детей такого же
строения. Так возник целый род, названный «мэншуан» — «сросшиеся».
Прямо противоположное представление о двуполых людях излагает устами
одного из пирующих собеседников (Аристофана) известный древнегреческий
философ Платон (V-IV вв. до н. э.). Эти представления нередко
упоминаются мимоходом, но заслуживают внимания и цитаты из
первоисточника. «Когда-то наша природа была не такой, как теперь, а
совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух, как ныне —
мужского и женского, ибо существовал еще и третий пол, который соединял
в себе признаки этих обоих… андрогины… Кроме того, тело у всех было
округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же,
сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно
одинаковых; голова же у двух этих, глядящих в противоположные стороны,
была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две, а прочее можно
представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек
либо прямо, во весь рост, — так же, как мы теперь, но любой из двух
сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и
перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать
вперед. А было этих полов три, и были они таковы потому, что мужской
искони исходит от Солнца, женский — от Земли, а совмещавший оба этих —
от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается
шаровидности этих существ и их кругового перемещения, то и тут
сказывалось сходство с их прародителями. Страшные своей мощью и силой,
они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов…».
Обеспокоенный этим Зевс решил разрезать их пополам. «А если они и после
этого не угомонятся и начнут буйствовать, я, — сказал он, — рассеку их
пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке». И он произвел эту
операцию, а Аполлон, по приказу Зевса, повернул каждой половине лицо в
сторону разреза и, чтобы закрыть рану, стянул отовсюду кожу на сторону,
ставшую теперь животом, и связал ее на месте, превратившемся в пупок.
После этого «…каждая половина устремилась к другой своей половине, они
обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и
вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь».
Тогда Зевс придумал другое устройство — переставил на брюшную сторону
и срамные части (должно быть, ему пришлось переориентировать также
конечности). «Итак, каждый из нас — это половина человека, рассеченного
на две камбалообразные части, и поэтому каждый ищет всегда
соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из
частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином,
охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к
этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны.
Женщины же, представляющие собой половину прежней женщины, к мужчинам не
очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки
принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой
половину прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому… Возмужав, они любят
мальчиков, и у них нет природной склонности к деторождению и браку…».
Нарисовать платоновского Андрогина оказалось очень
трудно — как ни крутись, получается всего-лишь карикатура. Едва ли
Платон относился серьезно к придуманной им истории, однако она затронула
какие-то струны человеческой психологии и продолжает обсуждаться на все
лады до сих пор. В средние века представление об Андрогинах
модифицировалось и обросло мистическими атрибутами.
В некоторых мидрашах (теологических трактатах, толкующих Библию и
Талмуд) платоновская история Андрогинов повторяется лишь с
незначительными изменениями. «Адам и Ева созданы были как единое
существо, что срослось плечами спина к спине; затем Господь разделил их,
ударом топора рассекши их на мужчину и женщину».
В 19 в. проблема отношений между полами перешла из материального мира
в идеальный. Утвердился тезис, что смысл этих отношений не в продлении
рода, а в стремлении к воссоединению и достижению таким путем
совершенства. Один из немецких философов писал: «.. .андрогин
существовал в начале времен и появится вновь в конце времен… Человек
станет подобен ангелам, андрогинам». Однако ангелов скорее надо считать
существами бесполыми; правда (судя по Библии), однажды, прельстившись
дочерьми человеческими, они повели себя, как мужчины, но в роли женщин
не выступали ни разу.
Уже в начале XX в. сходные идеи высказывал русский религиозный
философ Н. А. Бердяев. По его мнению, разделение на мужское и женское
присуще всему космосу. «Но мировая дифференциация на мужское и женское
не в силах окончательно изничтожить коренную исконную бисексуальность,
андрогиничность человека, т. е. образ и подобие Божье в человеке».
Также надо заметить, что Платон очень конкретно описал внешний вид
своего андрогина, а у поздних философов Андрогин выглядит сплошной
абстракцией; они ничего не сообщают о том, как будет выглядеть этот
будущий совершенный человек. Но если он будет вынашивать детей в своем
чреве, рождать их обыкновенным образом, а потом кормить молоком, то это
должна быть женщина, хотя, возможно, с бородой и усами. Если же ему
будут свойственны другие формы размножения, то он и выглядеть будет
как-то иначе.
В зоологии термин «андрогин» не употребляется, но различаются
гермафродиты (двуполые существа в полном смысле слова) и интерсексы,
тело которых представляет собой мозаику из признаков мужского и женского
пола. Гермафродитизм характеризует многие группы животных — особенно
ведущих прикрепленный или паразитический образ жизни, при котором
встреча особей разных полов затруднена, а интерсексуальность является
аномалией, обусловленной какими-то генными или гормональными
аберрациями. Но кроме того, у животных существует однополое размножение —
партеногенез, при котором самка производит яйца, способные развиваться
без оплодотворения.
http://paranormal-blog.ru
|