Отпечатки душ из чистилища, кишащие демонами куклы, зеркала, из которых выглядывают таинственные лица… Нет, это не бутафория из мистического триллера – это подлинные экспонаты из трех музеев. Одна коллекция хранится в сердце католицизма – Риме, другая – на берегах туманного Альбиона, третья – по ту сторону океана, в населенном призраками Коннектикуте.
[]
Оставаться на ночь, впрочем, в этих музеях
настоятельно не рекомендуется – чтобы пощекотать нервишки, лучше
все-таки пойти в кинотеатр. К своим коллекциям здесь относятся со всей
серьезностью, как к настоящим реликвиям. Еще бы, ведь многие из
артефактов подтверждают существование другого мира -мира ангелов и
демонов, фантомов и монстров, светлых и темных энергий.
МУЗЕЙ ЧИСТИЛИЩА В РИМЕ
На
той же стороне Тибра, что и Ватикан, прямо у моста Кавур ютится
очаровательный неоготический храм – единственный в этом стиле во всем
Риме. Это церковь Святого Сердца, и под ее сводами располагается один из
самых маленьких в мире музеев – Рiccolo Мuseo del Purgatorio, или Музей
чистилища. Здесь собрана коллекция артефактов «с того света»
-отпечатков и других зримых следов, оставленных душами, которые, по
представлениям католиков, томятся в страшных муках в огне чистилища – до
тех пор, пока не будут прощены их грехи и не откроются перед ними врата
рая. Смягчить приговор могут молитвы живых, и близкие не должны
забывать о своем долге перед ушедшими. Если жар очистительного пламени
стал совсем нестерпимым, душа может – с милостью Божьей – вернуться в
наш мир и призвать о помощи, тем самым подтвердив и сам факт
существования чистилища.
На протяжении XVII—XIX веков истории об
этих визитах раздавались в Европе повсеместно и имели схожий сюжет: дух
покойного являлся к родственнику или другу, жаловался на печальный свой
удел и просил помолиться за него или провести службу во скорейшее его
спасение. Затем, дабы убедить в реальности происходящего, дух
дотрагивался горящей рукой до какого-нибудь объекта – книги, столешницы,
одежды, оставляя на них угольно-черные отпечатки.
Идея собрать
подобные артефакты пришла в голову французскому священнику Виктору Жуэ
из Ордена Святого Сердца, после того как 15 сентября 1897 года после
сильнейшего пожара в римской часовне Пресвятой Девы Розария на
единственно уцелевшей стене он узрел изображение искаженного страданиями
лица. Преподобный Виктор не сомневался: это была душа мученика из
чистилища. Явление столь вдохновило священника, что он немедля написал
папе Пию X, изложив намерение отправиться на поиски реликвий с того
света и попросив споможествовать ему в странствиях, на что получил
утвердительный ответ.
С поддержкой папы Жуэ объездил всю Италию,
Францию, Бельгию, Германию – на момент смерти преподобного отца в 1912
году его коллекция состояла всего лишь из 15 артефактов и более никогда
не пополнялась. Широкой публике ее представили ровно пять лет спустя,
когда открылась церковь Святого Сердца, в одном из помещений которой и
располагается музей. Уникальные экспонаты хранятся в стеклянной витрине,
каждый снабжен детальным описанием. Вот, например, фрагмент столешницы с
выжженными на ней изображениями ладони и креста – привет от аббата
Панцини из итальянской Мантуи, дух которого явился настоятельнице
монастыря вТоди Изабелле Форнари 1 ноября 1731 года (День Всех Святых)
из чистилища.
В доказательство он дотронулся левой рукой до стола
и пальцем правой очертил на нем крест, а перед тем как исчезнуть,
священник схватил настоятельницу за рукав туники и прожег ее насквозь,
задев не только сорочку, надетую под туникой, но и кожу матушки (эти
кусочки ткани, испачканные кровью, также участвуют в экспозиции).
Форнари рассказала все своему духовному отцу Исидоро Газате, и он,
полный восхищения, наказал ей отрезать кусок прожженной ткани от ее
туники и сорочки и позаботиться о столешнице, а сам написал о
случившемся епископу. Священники и теологи из местного диоцеза провели
экспертизу и признали, что указанные артефакты подверглись подлинному
«сверхъестественному влиянию».
МУЗЕЙ ПАРАНОРМАЛЬНОГО В КОННЕКТИКУТЕ
В
Штатах наберется с десяток музеев, посвященных сверхъестественному.
Самый прославленный находится в Стратфорде, Коннектикут, в доме
человека, которого американские СМИ небеспричинно окрестили охотником за
привидениями №1. Его зовут Джон Заффис: за свою 40-летнюю карьеру
исследователя паранормальных явлений он собрал обширную коллекцию из
предметов, доставивших немало нервотрепки их хозяевам, зачастую
совершенно случайным. Это вещи со всего света, начиная с вполне
безобидного чайного сервиза или портрета клоуна и заканчивая
действительно зловещими ритуальными масками и куклами чревовещателя.
Что-то
обнаружил сам Заффис в процессе рутинного паранормального
расследования, чем-то поделились коллеги, немало принесли сами
испуганные владельцы «дьявольской вещички», которую они – на свою голову
– купили на аукционе или же откопали на чердаке у дедушки. Обычно
именно действием энергии, заключенной в этой вещи, объясняют
возникновение в доме полтергейста и других парапсихологических
феноменов. При худшем сценарии страдают и члены семьи: беспрерывное
состояние тревоги, кошмары, галлюцинации могут спровоцировать даже
самоубийство.
В особо запущенных случаях «зачарованный» предмет,
излучение которого слишком сильно, помещают в специальный кейс. При
этом, перед тем как попасть на полку, все без исключения артефакты
проходят очистительный обряд – как правило, его проводит местный
священник. Разумеется, за каждым вскрытием кейса следует новый сеанс
«экзорцизма», однако многие вещи так и остаются непобедимыми и не
перестают «фонить», что ощущают на себе особо чувствительные посетители,
ясновидящие и экстрасенсы.
Но эти ощущения не так страшны по
сравнению с ужасом от возможных последствий уничтожения реликвии:
энергия (демон, дух), которая в нем заключалась, в буквальном смысле
приклеится к тому, кто ее уничтожил, и будет следовать за ним повсюду.
Как объясняет Джон Заффис, мы, люди, тоже своего рода «заряженные
батарейки», и часто присутствие человека с определенной энергетикой
может разбудить спящий вулкан – и вот спустя долгие годы начинают вдруг
опять останавливаться часы в доме, а зеркала – показывать какую-то
чертовщину. Но как привычные нам вещи становятся паранормальными? В
большинстве случаев по нашей же воле, как результат разнообразных
магических практик – от вуду до сатанинских месс.
Мы, простые
смертные, сами вызываем духов, налагаем заклятия, заряжаем амулеты,
обмениваемся ритуальными предметами и т.д. Намного реже окно в этот мир
открывают духи из потустороннего – и то, чтобы попытаться порвать с нами
связь, завершив незаконченное при жизни дело. Музей Заффиса – это не
просто лавка чудес: исследователь надеется, что его работа поможет
осознать все риски, связанные с попытками проникнуть за пределы
реальности. Особую обеспокоенность у демонолога вызывает открытая
интернет-торговля куклами, ювелирными изделиями и прочими артефактами,
которые якобы несут в себе магическую силу, – кто расскажет историю, что
они скрывают?
Взять, к примеру, одну из десятка африканских
масок, представленных в музее Заффиса: прежний владелец купил ее на
распродаже подержанных вещей и повесил в гостиной. Однако атмосфера в
комнате совершенно изменилась – жильцам и гостям было физически тяжело
там находиться, и маску от греха подальше отнесли в подвал, но через
некоторое время она появилась вновь на том же самом месте. После на дом
обрушились волны паранормальных явлений: сами по себе перемещались
предметы, включался и выключался свет, открывались и закрывались двери.
Неудивительно, что хозяева маски решили обратиться за помощью к
специалисту.
Другой экспонат рассказывает не менее банальную
историю – про подростка, увлекавшегося черной магией. Он соорудил алтарь
и поместил в него идола, в котором поселился – после соответствующих
ритуалов – демон. Стоило мальчику оказаться в комнате одному, как демон
принимался нашептывать, что он – полное ничтожество и потому должен
физически истязать себя. Спустя шесть недель кошмара юный сатанист не
выдержал и рассказал обо всем родителям, показав при этом порезы и
синяки, которые он нанес себе, после чего его госпитализировали и
вызвали Джона Заффиса, сразу определившего источник бед – этого идола.
Любители ужастиков будут приятно удивлены, увидев в музее фигурку Девы
Марии: ее руки были расплавлены во время сеанса экзорцизма, поставившего
жирную точку в деле семьи Снедекер, – их история легла в основу хоррора
«Призраки в Коннектикуте» (2009).
МУЗЕЙ КОЛДОВСТВА В КОРНУОЛЛЕ
Старая
добрая Англия также может похвастать уникальной коллекцией из
мистических артефактов – хранится она в Музее колдовства в городке
Боскасл, графство Корнуолл. Ее основатель – известный
исследователь-оккультист, коллекционер и практикующий маг Сесил
Хью
Уильямсон (1909-1999), персонаж весьма и весьма примечательный.
Колдовством он заинтересовался в детстве, когда случайно помог на улице
женщине, отогнав от нее хулиганов, – она оказалась ведьмой. Позже в
школе-пансионе Уильямсон встречается с еще одной колдуньей, и та не
только посвящает его в азы своего ремесла, но и учит заговорам и
проклятиям. Окончив школу, юный маг уезжает на несколько лет в Родезию
(сейчас Зимбабве), где знакомится с местными целителями и шаманами и
изучает их практики, при этом приходит к неожиданному выводу:
африканская магия мало чем отличается от европейской.
В 1930 году
Уильямсон возвращается в Англию, где продолжает свои исследования,
попутно собирая оккультные предметы, и заводит важные знакомства с
учеными-историками, антропологами, египтологами. Накануне Второй мировой
войны мага вербует британская секретная разведывательная служба (МИ-6):
Уильямсон возглавляет отдел колдовских исследований, цель которого –
раскрыть планы нацистских оккультистов. Третий рейх вообще немыслим без
магии – в нее искренне верили Рудольф Гесс и Генрих Гиммлер, не был
скептиком и Йозеф Геббельс, который активно использовал астрологические
предсказания и оккультные знаки как инструмент пропаганды.
В те
же годы Уильямсон заводит дружбу с легендарным оккультистом Алистером
Кроули и основателем Вики Джеральдом Гарднером. Именно с помощью
Гарднера в 1951 году на острове Мэн, аккурат после снятия в
Великобритании запрета на магию, колдун открывает свой первый Музей
волшебства и колдовства, где выставляет собранные ими обоими артефакты –
все, что так или иначе связано с магией и магами: от корней мандрагоры и
кроличьих лапок до старинной копии «Молоха ведьм» и орудий, которыми их
пытали. Однако из-за противоречия во взглядах на то, каким должен быть
музей, Уильямсон и Гарднер серьезно поссорились. В 1954 году большая
часть коллекции переезжает в глухую деревню в Глостершире, но местные
христиане приняли открытие музея как личное оскорбление: на Уильямсона
посыпались угрозы, его дом не раз закидывали коктейлем Молотова и даже
вешали во дворе дохлых кошек. В 1960-м Уильямсон покупает дом в Бокасле и
вновь открывает в нем свой музей – сейчас это главная
достопримечательность города.
Незадолго перед смертью в 1996 году
колдун продал музей. По рассказам его нового владельца Грэма Кинга,
который первое время жил в комнате над залом, посвященным проклятиям,
откуда по ночам раздавался странный шум, будто кто-то бил посуду,
коллекционер винит в этом кукол вуду. Самый же пугающий предмет, на его
взгляд, – это магическое зеркало: что-то наподобие кристалла у гадалок.
Если долго всматриваться в глубь него, то можно увидеть черные лица и
силуэты, рассказывают посетители.