|
Дом Фауста на Карловой площади
|
Столица
Чехии как волшебный ларец, где хранятся необыкновенные персонажи и
легенды. Некоторые истории печальные и красивые, другие просто жуткие,
однако в любом случае знакомство с ними позволяет по-новому взглянуть на
исхоженные туристами пути. Нереальный облик
старинного города, его мощеные улочки, шпили и статуи, мосты и мельницы
вселяют уверенность, что все эти волшебные легенды действительно
произошли, более, того, что все они произошли буквально недавно, и прямо
за углом могут повстречаться зловещий Голем, задумчивый Фауст или
средневековые алхимики. []
|
Маги и алхимики
Пожалуй, из всех магов, связанных с Прагой, первыми на ум приходят алхимики
– каждый знает, что Злату улочку назвали так именно в честь них
(историки могут возражать и утверждать, что на узкой улице вдоль
крепостной стены просто жили золотых дел мастера и другие ремесленники,
все туристы все равно всегда будут связывать образ улочки со
средневековыми магами). Но, помимо них, в Праге жил даже сам доктор Фауст.
Его дом можно увидеть на юге Карловой площади, он розового цвета. Через
крышу этого дома Мефистофель и унес стремившегося к бессмертию ученого.
Есть целый цикл легенд, если верить которым, Фауст прилетает в свой
пражский дом безлунными ночами. Вообще Иоганн Фауст, ставший в немецкой
литературе собирательным образом колдуна и чернокнижника – реальное историческое лицо,
однако известно о нем немного. Он жил в Германии в XVI веке, стал
успешным врачом, предсказателем будущего и алхимиком, его услуги были
востребованы при многих королевских дворах, в том числе и в Праге, где
ученому дали лабораторию. Но вот действительно ли она располагалась в
этом доме – неизвестно.
Известно,
что в конце XIV века здесь жил алхимик Эдвард Келли, а затем –
королевский врач Ян Копп. Скорее всего, поэтому за домом и закрепилась
слава «магического». Между прочим, алхимик Келли – тоже реальное историческое лицо.
|
Император Рудольф II ввел моду на алхимиков. предсказателей и магов
|
Он был приближенным короля Рудольфа II
– одного из самых странных императоров династии Габсбург, который в
1583 году переехал из Вены в Прагу и практически устранился от
государственных дел. Говорят, император страдал депрессией, возможно,
поэтому он предпочитал людской компании общение с леопардами в
королевском саду и беседы с мудрецами, магами и учеными. Впрочем,
депрессия не помешала дальновидному тонко чувствующему императору
собрать в Праге великолепную коллекцию произведений искусства и вообще
привести город к расцвету культуры. А его любовь к жене пражского
банкира из гетто стала предметом целого ряда других историй.
Чудеса и проклятия гетто
|
Рабби Лёв оживляет Голема
|
|
Голем на пражской улице
|
СУДЬБА МЕЦЕНАТА
Средневековое еврейское гетто в Праге может похвастаться своим эпосом. Самый популярный персонаж всех историй – меценат Мордехай Мейзл.
Он родился в 1528 году в нищей еврейской семье, но сумел разбогатеть за
счет торговли и банковского дела, так что богатство позволило ему
заниматься благотворительностью. Он стал одним из важнейших людей в
городе и финансовым советником императора Рудольфа II. Говорят, в жену
Мордехая, красавицу Эстер, император был влюблен. Однако она рано
умерла, лишив надежды и без того невеселого императора и оставив без
семьи Мейзля, который после этого целиком погрузился в меценатство.
Именем Мейзля названа улица в еврейском квартале Праги и синагога.
Впрочем, фактов о нем сохранилось меньше, чем легенд.
"ТЯЖКИЙ ГРЕХ" И УЖАСНЫЙ ГОЛЕМ
Больше всего историй известно благодаря писателю Лео Перуцу – одному из основателей жанров магического реализма и современного романа ужасов. В основу его книги «Ночи под каменным мостом» как раз легли легенды пражского гетто. Основные персонажи рассказов – Мордеай Мейзль и рабби Лёв.
Начинается
книга историей о странной чуме, разразившейся в гетто в 1589 году и
уносившей жизни детей. Мудрецы не могли догадаться, в чем же причина
заболевания, но однажды на кладбище смельчаки увидели фигуры детей в
длинных белых рубашках, которые плясали над свежей могилой.
Рабби
Лёв догадался, что болезнь – наказание за какой-то тяжкий грех.
Следующей ночью рабби вызвал душу одного из умерших детей и узнал, что
причиной недуга стали греховные сны красавицы Эстер, мечтавшей о
Рудольфе II. На следующий день Эстер умерла, а чума прекратилась.
По
поводу смерти самого Мейзля ходят разные слухи. Кто-то верит, что в
еврейском квартале спрятаны сокровища банкира, которые он не успел
потратить. Другие возражают, что он раздал все и умер нищим.
Что
до рабби Лёва Бен-Бецалеля, то он, конечно, больше прославился
благодаря своему удивительному Голему – эту легенду также сделал
бессмертной Лео Перуц. Различных големов и впрямь можно встретить в
разных арках, закоулках и парках Праги, если внимательно смотреть по
сторонам.
Истории стен, мостов и церквей
|
Среди россиян эта статуя с золотым мечом известна благодаря Марине
Цветаевой, которая считала рыцаря своим ангелом хранителем (о чем писала
в письмах Пастернаку) и вообще родственной душой.
|
Полагать,
что свидетелей легенд не осталось, и все растворились в Пражской
атмосфере, неправильно. Участники некоторых событий живут до наших дней –
и что с того, что это архитектурные сооружения или статуи?
РУКА СВЯТОТАТЦА
Недалеко от Староместской площади и Тына, на улице Мале Штупартской,
находится барочный фасад церкви Св. Иакова. Если при входе посмотреть
вверх и вправо, то можно увидеть висящую на крюке высушенную
человеческую кисть. Говорят, это сама дева Мария схватила за руку вора,
посягнувшего на церковное имущество. Рука святотатца мгновенно отсохла,
именно она теперь и висит на крюке.
РЫЦАРЬ БРУНСВИК
В стороне от статуй Карлова моста, над островом Кампа, стоит памятник любимому пражскому образу – рыцарю Брунсвику.
Чехи
тоже обожают Брунсвика. Его образ и до Цветаевой был овеян огромным
количеством легенд, самая известная из которых связана с желанием рыцаря
изображать на щите льва. В погоне за этим правом рыцарь участвовал во
множестве битв, растерял всех своих воинов, и, в конце концов, однажды
спас жизнь златогривому льву, который сражался с драконом. С тех пор
рыцарь и лев были неразлучны. Говорят, золотой меч рыцаря был вмурован в
основание Карлова моста, поэтому долгое время статуя стояла с копьем.
Однако по преданию, Чехия могла перестать опасаться врагов только тогда,
когда в руках у Брунсвика вновь засияет золотой клинок. Меч в руки
рыцарю вложили незадолго до начала «бархатной революции».
БАШНЯ ДАЛИБОРКА
|
Круглая крепость - тюрьма
|
Множество туристов, спеша от одной «галочки» на карте к другой, не остановятся возле мрачной башни Далиборки на вершине Пражского града,
к которой ведет лестнице в конце Златой улочки, или просто догадаются,
что когда-то здесь была тюрьма. Между тем, название башни связано с
именем ее узника: рыцаря Далибора. Говорят, рыцарь в заточении не терял
времени зря и научился играть на скрипке, чтобы подать сигнал
заговорщикам, которые должны были его освободить. К сожалению, красивый
план не удался, и бунтовщика казнили. Эту историю увековечил Бедржих
Сметана в опере «Далибор».
Пражский дедлайн гения
Прага богата
не только на пугающие истории, но и на шутливые байки. Если музыкальный
опыт рыцаря Далибора можно считать печальным, то пражские успехи
другого композитора – триумфальными. Моцарта в Праге безумно любили, Паскуале Бондини, тогдашний директор оперы, был в восторге от его «Свадьбы Фигаро» и ре-мажорной «Пражской» симфонии. Он-то и заказал композитору новую оперу, «Дон Жуан»,
премьера которой должна была состояться осенью 1787 года. Незадолго до
этого события Моцарт приехал в город и остановился на вилле Бертрамка у
друзей – супругов Душек. У них он хотел спокойно закончить работу над
оперой. Но,
говорят, работа над оперой шла в большой спешке, ходят даже слухи, что
мастер ухитрился написать ее за одну ночь с бокалом вина в руке, и
закончил в семь утра в день премьеры. Есть еще слухи, что в такой
прокрастинации гениального композитора виноваты его не вполне
платонические отношения с супругой Душека, Йозефиной. Однако правда это
или фантазии, навеянные тематикой оперы – неизвестно. Веселые
байки о приключениях Моцарта в Праге этим не ограничиваются. Например,
во время репетиций одна из певиц не могла воскликнуть достаточно
естественно, тогда композитору пришлось подкрасться к ней и грубо
схватить сзади, так что девушка испуганно завизжала. «Прекрасно!» – воскликнул тогда Моцарт. – «Вот так и кричите».
http://www.vokrugsveta.ru
|