Славянские
воины храбро сражались, следуя решениям, принятым на собрании племени.
Готовясь к отражению надвигающейся агрессии, они давали клятву: стоять
насмерть за отца и брата, за жизнь своих сородичей.
Плен у славян считался величайшим позором. Слово чести ценилось очень
высоко, оно обязывало воинов в любых условиях быть верными ратному
побратимству — наиболее древнему обычаю взаимовыручки и взаимопомощи в
бою.
[]
Князь Святослав перед битвой с греками в 971 году
обратился к воинам со словами: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не
хотим — должны сражаться… Если же побежим, позор нам будет. Так не
побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова
ляжет, то о своих сами позаботьтесь». Воины ответили: «Где твоя голова
ляжет, там и свои головы сложим». В той жестокой сечи десять тысяч
воинов Святослава одолели стотысячное войско греков.
Воинские клятвы славян были скреплены именем бога Перуна, поскольку он
был покровителем княжьим и дружинным. Находясь на чужбине, воины в честь
Перуна втыкали в землю свои боевые мечи, и в этом месте становилось как
бы его походное святилище.
Воинская культура славянских народов была и остаётся одной из
неразгаданных тайн отечественной и мировой истории. Парадокс состоит в
том, что даже в рамках единой концепции зачастую превозносится до небес
мастерство славянских воинов, и ставится под сомнение боеспособность
славянского войска, да и сам факт существования сколько-нибудь стройной
военной организации. Сведения и мнения о вооружении, тактике,
военно-социальной структуре славянского войска неоднозначны и
противоречивы.
Основой славянской воинской системы были локальные действия, а не
истребление противника, правильная тактика, плановый захват территории и
действия, характерные для постоянных армий и оправдывающие их
существование, поэтому задачей воинского обучения было выживание в бою:
поединке, групповой схватке, стычке с превосходящим неприятелем
одиночного бойца, а затем и согласованные действия отряда. Уступая иным
народам в вооружении и профессионализме, славяне превосходили их в
мастерстве, использовании условий местности, организации разведки, засад
и внезапных нападений либо уклонении от нежелательного боя всего того,
что обозначалось термином скифская война. Превосходство не количеством, а
силой духа, выносливостью, умением терпеть лишения, обходиться малым
для достижения большой цели вот основной стержень залога победы воинской
культуры славянских народов.
Византийские историки отмечали, что славяне « очень высокого роста и
огромной силы. Цвет волос у них очень белый и золотистый. Вступая в
битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках,
панцирей же они никогда не надевают». Далее: «Они превосходные воины,
потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах.
Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или
от какого случая – это позор, унизительнее которого ничего не может
быть. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый».
«Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках
под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат очень долго на дне
и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец которых берут в
рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в
глубине. Кто даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости,
сочтет их настоящими. Опытные люди узнают их по отрезу или по положению и
тогда их придавливают ко рту или выдергивают и тем самым заставляют
хитреца всплыть наверх».
Арабский автор XI в. Абу-Обенд-Аль-Бекри писал: «…Славяне народ столь
могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на
множество поколений и родов, никто бы в мире не мог им противостоять».
http://rodonews.ru
|