Автор: Nadin
МАЛОВЕРИЕ, СОМНЕНИЕ В ИСТИННОСТИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ (то
есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности иерархии,
совершения богослужения, в авторитетности писаний святых отцов).
Отречение от веры в Бога из страха перед людьми и забота о земном
благополучии.
Маловерие - отсутствие полной, глубокой
убежденности в какой-либо христианской истине или принятие этой истины
только разумом, но не сердцем. Это греховное состояние возникает на
почве сомнения или отсутствия ревности к подлинному богопознанию.
Маловерие для сердца - то же самое, что сомнение для ума. Оно
расслабляет сердце на путях исполнения воли Божией. Исповедь помогает
изгнать маловерие и укрепить сердце.
Сомнение - мысль,
нарушающая (явно и смутно) убежденность в истинности учения Христа и Его
Церкви в целом и частностях, например, сомнения в евангельских
заповедях, сомнения в догматах, то есть каком-либо члене Символа веры, в
святости какого-либо признанного Церковью святого или событий Священной
истории, празднуемых в Церкви, в Боговдохновенности святых отцов;
сомнение в почитании святых икон и мощей святых угодников, в невидимом
Божественном присутствии в богослужении и в таинствах.
В жизни
нужно учиться различать «пустые» сомнения, возбуждаемые бесами,
окружающей средой (миром) и собственным помраченным грехом умом, - такие
сомнения нужно отвергать актом воли - и действительные духовные
проблемы, которые надо разрешать, основываясь на полном доверии к Богу и
Его Церкви, понуждая себя к полнейшему самораскрытию перед Господом в
присутствии духовника. Лучше исповедать все сомнения: и те, которые были
отвергнуты внутренним духовным оком, и в особенности те, которые были
приняты в сердце и породили там смятение и уныние. Таким образом
очищается и просвещается ум и укрепляется вера.
Сомнение может
возникать на почве излишнего доверия себе, увлекаемости чужими мнениями,
малой ревности к осознанию своей веры. Плод сомнения - расслабленность в
следовании путем Спасения, прекословие воле Божией.
ПАССИВНОСТЬ (МАЛАЯ РЕВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ) В ПОЗНАНИИ
ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при
наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых
отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл
богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или
чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры
усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у
человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения
воли Божией в жизни.
ЕРЕСИ И СУЕВЕРИЯ. Ересь - это ложное
учение, относящееся к духовному миру и общению с ним, отвергнутое
Церковью как находящееся в явном противоречии со Священным Писанием и
Преданием. К ереси часто ведет личная гордыня, излишнее доверие
собственному уму и личному духовному опыту. Причиной еретических мнений и
суждений может, быть также недостаточно полное знание учения Церкви,
богословская необразованность.
Суеверия - отдельное мнение о
практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного
Предания и церковной веры, часто коренящееся в языческих пережитках
(магия, колдовство, гадание, приметы) и паразитирующее на церковном
организме. Сюда относятся народные поверья, обряды и приметы, связанные с
церковными праздниками и днями памяти определенных святых,
использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в
кощунственно-магических целях. Суеверия - это сорняки на душевной ниве,
заглушающие ростки духовности и истинной веры. Паразитируя на
человеческой душе, они поглощают ее энергию, искривляют духовный путь,
заслоняют Истину Христову. Суеверия возникают вследствие незнания учения
Церкви и слепого доверия ложным, нехристианским источникам и традициям.
ОБРЯДОВЕРИЕ. Приверженность букве Писания и Предания, придание
значения только внешней стороне церковной жизни при забвении ее смысла и
цели - эти пороки объединяются под именем обрядоверия. Вера в
спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий самих
по себе, без учета их внутреннего духовного смысла, свидетельствует об
ущербности веры и снижении благоговения перед Богом, забвении того, что
христианин должен служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве
(Рим. 7, 6). Обрядоверие возникает из-за недостаточного вникания в
Благую Весть Христову, а Он дал нам способность быть служителями Нового
Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2
Кор. 3, 6). Обрядоверие свидетельствует о неадекватном восприятии
учения Церкви, не соответствующем его величию, или же о неразумной
ревности служения, не соответствующей воле Божией. Обрядоверие,
достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой
суеверие, законничество, гордость, разделение.
НЕДОВЕРИЕ БОГУ.
Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной
причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является
Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем,
что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его
основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и Воскресения
Сына Божия.
От недоверия Богу возникают такие грехи, как
отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в
болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные
попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае
неудачи - скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе.
Противоположная добродетель - возложение своих надежд и упований на
Бога, полное приятие Его Промысла о себе.
РОПОТ НА БОГА. Этот
грех есть следствие недоверия Богу, могущий привести к полному отпадению
от Церкви, потере веры, богоотступничеству и богоборчеству.
Противоположная этому греху добродетель - смирение перед Промыслом
Божиим о себе.
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ БОГУ. Человек часто обращается к
Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже
избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о
Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за
него. Противоположная добродетель - постоянное благодарение Отца
Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и
земное счастье.
МАЛАЯ РЕВНОСТЬ (ИЛИ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕЕ) К
БОГООБЩЕНИЮ, ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Спасение - это общение с Богом во Христе в
вечной будущей жизни. Земная жизнь для стяжания благодати Святого Духа,
раскрытия в себе Царства Небесного, Боговселения, Богосыновства.
Достижение этой цели зависит от Бога, но Бог не будет постоянно
пребывать с человеком, если он не проявит всю свою ревность, любовь,
разум, чтобы приблизиться к Нему. Вся жизнь христианина направлена к
этой цели. Если в вас нет любви к молитве как к способу Богообщения, ко
храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к
Богообщению.
Применительно к молитве это проявляется в том, что
она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная,
расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная
лишь; заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует
постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему как фон всей
жизни.
Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность
ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и
уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и
содержания каждого прошения или славословия.
Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам.
По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком,
нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или
разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от
молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу
богослужения и уходе прежде отпуста и благословения. В целом этот грех
сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время
общественного богослужения.
Причины греха: нежелание войти в
молитвенное единство с братьями и сестрами во Христе вследствие
обремененности земными заботами и погруженности в суетные дела мира
сего, бессилие в борьбе с внутренними соблазнами, насылаемыми духовно
враждебными силами, которые мешают и удерживают нас от стяжания
благодати Святого Духа, и, наконец, гордыня, небратское, нелюбовное
отношение к другим прихожанам, раздражение и озлобление против них.
В отношении к Таинству покаяния грех равнодушия проявляется в редких
исповедях без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной,
чтобы безболезненней пройти через нее, в отсутствии желания глубоко
познать себя, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении, в
отсутствии решимости оставить грех, искоренить порочные наклонности,
преодолеть соблазны, вместо этого - стремление умалить грех, оправдать
себя, умолчать о наиболее постыдных поступках и мыслях. Совершая тем
самым обман пред Лицом Самого Господа, приемлющего исповедь, человек
усугубляет свои грехи.
Причины этих явлений - в непонимании
духовного смысла Таинства покаяния, в самодовольстве, жалости к себе,
суетности, в нежелании внутренне преодолеть демонское сопротивление.
Особо тяжко согрешаем мы против Пресвятых и Животворящих Тайн Тела и
Крови Христовых, приступая к святому причащению редко и без должной
подготовки, не очистив душу предварительно в Таинстве покаяния, не
испытываем потребности причащаться чаще, не храним чистоту свою после
приобщения, но вновь впадаем в суету и предаемся порокам.
Причины этого коренятся в том, что мы не вдумываемся в смысл высочайшего
таинства Церкви, не осознаем его величия и своего греховного
недостоинства, необходимости исцеления души и тела, не обращаем внимания
на сердечное нечувствие, не осознаем влияния падших духов, гнездящихся в
нашей душе, которые отвращают нас от причащения, и потому не
противимся, а поддаемся их искушению, не вступаем с ними в борьбу, не
испытываем благоговения и страха Богоприсутствия в Святых Дарах, не
боимся причаститься Святыни «в суд и во осуждение», не заботимся о
постоянном исполнении воли Божией в жизни, невнимательны к своему
сердцу, подвержены суетности, подходим к Святой Чаше с ожесточенным
сердцем, не примиренные с ближними.
ОТСУТСТВИЕ СТРАХА БОЖИЯ И
БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное
поведение в храме, перед Святыней, непочитание священного сана. Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.
НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ. Явное несогласие с волей Божией, выраженной
в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе
совести, перетолковывании воли Божией на свой лад, в выгодном для себя
смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, поставление
собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в
аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе,
неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.
САМООПРАВДАНИЕ, САМОДОВОЛЬСТВО. Удовлетворенность своим духовным устроением или состоянием.
ОТЧАЯНИЕ от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с
грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и состояния;
возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному
Господом Иисусом Христом: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12, 19).
ОТСУТСТВИЕ ДУХОВНОГО ТРЕЗВЕНИЯ, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.
ДУХОВНАЯ ГОРДОСТЬ, приписывание себе полученных от Бога даров, желание
самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.
ДУХОВНЫЙ БЛУД, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная
мистика, теософия). Духовная жизнь - это пребывание в Духе Святом.
ЛЕГКОМЫСЛЕННО-СВЯТОТАТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОГУ И ЦЕРКВИ: употребление
имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия, с
упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.
ДУХОВНЫЙ ЭГОИЗМ, духовное сластолюбие - молитва, участие в таинствах
только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.
НЕТЕРПЕНИЕ В МОЛИТВЕ И ДРУГИХ ДУХОВНЫХ ПОДВИГАХ. Сюда относится
невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя,
преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К БОГУ И ЦЕРКВИ, когда отсутствует желание
отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное
испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических
желаний и материальных благ.
ДУХОВНАЯ СКАРЕДНОСТЬ, отсутствие
духовной щедрости, потребности донести до ближних полученную от Бога
благодать словом утешения, сочувствия, служения людям.
ОТСУТСТВИЕ ПОСТОЯННОЙ ЗАБОТЫ О ВЫПОЛНЕНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ В ЖИЗНИ. Этот грех
проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая
благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного
отца. ДУХОВНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ, склонность к обособлению в молитве
(даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы - члены
Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова,
сочлены друг другу. Источник: http://psi-journal.ru
|