Понятно, что государство опирается лишь на правовые нормы. А чтобы
читателям было проще определиться с собственными предпочтениями, сравним
данные категории.
Начнём, как и полагается, с понятий. Религия – это, прежде всего,
вера в силу, правящую миром. Возьмём для примера православие. Мораль –
мировоззрение, принятое в обществе. Право – общеобязательные правила,
установленные и охраняемые государством.
Как известно, основой религии является Бог, основой морали –
общество, основой права – государство. Их сущность раскрывается с
помощью ключевых понятий данных категорий: душа и грех (религия),
совесть и долг (мораль), нормативный акт и соглашение (право).
Религия призывает нас к вере, преданности, мораль – к честности,
верности, право – к труду, к справедливости. Если религия и мораль
призывают нас «любить ближнего», то право ни к какой любви вообще не
призывает. И если религия и мораль к обману относятся отрицательно, то
право – и вовсе безразлично. Из этого следует, что первые две категории
имеют более высокий уровень нравственности, поддержанию которого
способствуют верующие и большинство представителей общества, тогда как в
законодательстве данное понятие полностью отсутствует. [$cut$]
Временем возникновения православия на территории нашей страны
считается год Крещения Руси – 988. Появление морали можно связать с
первыми поселениями на Руси (V–VII века н.э.), когда волей-неволей
стихийно стали складываться всевозможные правила поведения. В 882 году
образовалось Древнерусское государство, одновременно с которым возникло и
право, изначально основанное на обычаях. Слияние правил морали с
собственно правом послужило фундаментом прочих законов Руси. Среди
представленных норм мораль является наиболее древней совокупностью
правил.
Теперь перейдём к теме источников. Так называемые религиозные
(божественные) законы нашли своё отражение в Библии, общественные – в
обычаях и традициях, государственные – в нормативно-правовых актах.
Следовательно, лишь нормы морали не имеют официального письменного
закрепления. Если степень определённости и детализации норм права
выражается в чёткой юридической форме, то нормы морали имеют
неопределённый и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные
нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные
нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном
наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их
содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные
нормы). А вот религия и мораль в этом схожи: сформулированы в
повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих
тезисов.
Если государство возглавляет президент, а церковь – патриарх, то вот общество так называемого руководителя и вовсе не имеет.
Тех, кто верит в Бога, называют верующими, тех, кто свято чтит нормы
морали, называют моралистами, а тех, кто своё существование не
представляет без нормативно-правовых актов государства, – законниками.
А кто же осуществляет контроль за своими последователями? Безусловно,
данную функцию в религии выполняет Бог, как считается, что позволяет
этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью опять всё
просто: общество наблюдает само за собой, можно так выразиться. Но здесь
необходимо отметить и отрицательный момент: далеко не все людские
поступки попадают под общественную оценку из-за её фактической
недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане
правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям
только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий
уровень количества субъектов.
В продолжение данной темы стоит упомянуть о наказаниях. К так
называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может
быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со
стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой
и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть
выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и др. Например,
предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят
исключительно моральный характер.
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов
зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у
моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя
им возможность быть прощёнными. Общество, как известно, особой
гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не
предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем
самым смягчает наказание, но всё же полностью не освобождает от него.
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права.
«ШколаЖизни.ру»
|