Будущий "Отец Божественной Математики" Пифагор родился в 580 году до
н.э. в Сидоне. С ранних лет он жил среди евреев и проявлял
необыкновенную любознательность. Рассказы раввинов о тайных традициях
Моисея оставили в душе юного Пифагора неизгладимый след. Он решил во что
бы то ни стало получить истинные знания о себе и цели своего
существования и, едва став самостоятельным, отправился в Грецию.
В жажде знаний он посетил остров Делос и пытался получить нужные ему
сведения у благочестивых Дельфийских жрецов, а затем поселился на
острове Самос и долгое время тщательно изучал религию и политическое
устройство Древней Греции.
[] После ознакомления со всеми
знаниями, которые могла дать ему греческая цивилизация, 24-х летний
Пифагор обратил свой взор на Египет. По его просьбе правитель Самоса
царь Поликрат отправил его к своему другу египетскому фараону Амазису с
рекомендациями облегчить ему доступ к тайным знаниям, хранимым
египетскими жрецами.
Однако Амазису не удалось заставить
жрецов посвятить чужеземца в свои скрытые таинства, и Пифагор был
вынужден отправиться в египетскую столицу Фивы. Фиванские жрецы
заставили Пифагора пройти через многие суровые испытания, но он с таким
терпением выполнил все их предписания, что жрецы решили доверить ему
свои знания. В подземном Храме Богини Изиды Пифагор получил своё первое
духовное посвящение, и следующие 22 года своей жизни он провёл в Египте.
Постепенно знания, полученные от египетских жрецов, стали казаться
Пифагору недостаточными. Он посетил Сирию и Финикию, а затем отправился
на восток и достаточно долгое время провёл у халдеев Вавилона, впитывая в
себя секреты их мудрости. От халдеев Пифагор узнал о числе "пи" и
математике, о семинотовой гамме и семитоновом спектре. Его поразила
гармоничная красота вавилонской архитектуры и звуковые эффекты
халдейских храмов.
После этого, наконец, Пифагор предпринял
своё величайшее и наиболее важное в жизни путешествие. Через Мидию и
Персию он отправился в Индию, где несколько лет был учеником, а затем
стал посвящённым в брамины Элефанта и Эллора. Имя Пифагора до сих пор
хранится в летописях индийских жрецов, где он фигурирует под именем
Яванчария ("Ионийский Учитель").
Получив все возможные для его
времени знания, 66-ти летний Пифагор вернулся в Европу и поселился в
итальянском городе Кротоне на берегу Тарантского залива. По
свидетельству Цицерона, сначала он был наставником юношества, а затем
основал своё собственное духовное общество, членов которого называл
"философами", первым введя это слово в обращение. В общество Пифагора
учеников принимали только после предварительного посвящения и суровых
испытаний.
Только отделив от своей души посредством очищений,
жертвоприношений и различных обрядов всё низменное, мирское и суетное,
новички вступали в построенное Пифагором Святилище, где высшая часть их
души просветлялась постижением Истины, которое заключалось в познании
всего Духовного и Вечного. Приобщение к Истине новички начинали с
изучения математики, которая, по словам Пифагора, "занимая середину
между науками физическими и духовными, способна отвлечь человека от
чувств и настроить его на созерцательный лад."
"Всё
происходит из Первоначальной Единицы, из Первичного Числа или множества
единиц и чисел, на которые делится Единица в своём жизненном развитии."
Над входом в его Школу висела горделивая надпись: "Да не войдёт сюда
тот, кто не знает математики". В конце концов Пифагор отобрал для своих
занятий 300 человек из самых знатных семей Кротоне, среди которых были и
женщины. Пифагор придавал женскому началу большое значение и первым
стал учить женщин и читать им лекции, и жена Пифагора также была
философом.
Пифагор утверждал, что человек и Вселенная созданы
по образу и подобию Бога Единого, который есть всё. Тело Бога состоит из
Света, а природа Бога - Истина. Человек является носителем невидимого
духовного организма, который и есть реально осознающий индивид. Цель
жизни - выбор человека между Божественной и Земной (Человеческой)
мудростью.
Согласно Пифагору, душа есть самодвижущаяся
"монада" (единица), совершенная по сути. Она состоит из трёх частей:
разума (сознания), ума (интеллекта) и страсти (эмоций). Последние две
части присущи и человеку, и животным, первая же составляет отличительное
свойство человека. Когда какая-либо из этих частей преобладает, человек
становится соответственно разумным философом, просто здравомыслящим или
чувственным животным.
Пифагор принёс в Европу с Востока
богатейший спектр астрономических, медицинских и математических знаний, в
том числе и знаменитую Теорему о прямоугольном треугольнике, получившую
в Европе его имя (теорема Пифагора), занимался исследованиями упругости
и тяжести различных физических тел и сред. Пифагором была разработана
"Теория Музыки Сфер": он предполагал, что расстояния между планетами
соответствуют делениям монохорда (инструмента, рождающего ноты), а сами
планеты, проходя сквозь эфир, создают звуки, соответствующие этим нотам.
Пифагор учил, что музыка может иметь терапевтическое значение, и сам
составлял музыкальные композиции для лечения различных болезней. Он
противился хирургии во всех её формах и практиковал припарки, диеты и
рецепты из различных растений, советовал не употреблять в пищу мясо, так
как это затемняет сознание, и время от времени удалялся в свой Храм для
продолжительных медитаций и молитв.
Вскоре влияние
пифагорейского общества распространилось в окрестностях Кротоне, а затем
и на всю Южную Италию. Как правило, учениками Пифагора становились
аристократы, что вызывало недоверие к его "философии" со стороны простых
граждан. Постепенно в стране возникли антипифагорейские настроения,
которые переросли в народные волнения. Ученики Пифагора подвергались
оскорблениям и преследованиям, многие из друзей философа погибли, а
пифагорейские общества были разрушены. Сам Пифагор был вынужден
отправиться в изгнание и умер в 500 году до н.э. в Метапонте.
Влияние Пифагорейской школы в Европе было бесспорно громадным. В течение
500 лет до возникновения христианства пифагорейство являлось, по сути
дела, наиболее значительной европейской религией. Среди последователей
Пифагора были такие великие учёные и математики как Гиппарх, Птоломей и
Эсхил, а по его примеру на Восток потянулись другие путешественники и
искатели Истины: Эмпедокл, Геродот, Платон. Последний высоко ценил
сочинения Пифагора, особенно его "Золотые Стихи", и, соглашаясь с его
"Теорией Музыки Сфер", говорил: "Появление нового, агрессивного
музыкального стиля может представлять угрозу для целой нации."
|