Почему нам хочется дружить с теми, кто очень
разборчив в выборе приятелей, влюбляться в тех, на кого ополчилась вся
наша семья, и почему в переполненном вагоне метро никто не помогает
человеку, которому стало плохо? Эффект Ромео и Джульетты, эффект
очевидца, магия труднодоступности — шесть удивительных законов, которым подчиняется наша психика.
Эффект Ромео и Джульетты
Увеличение привлекательности двух людей друг для
друга, возникающее в результате попыток их разлучить. Действует не
только на самых юных. К примеру, люди, работающие в одном отделе, могут
за пять лет и не взглянуть друг на друга, но стоит тем же самым
персонажам познакомиться в чате и выяснить, что они живут за тысячу
километров друг от друга, как страстная любовь на расстоянии обеспечена.
Все тот же эффект запретного плода: труднодостижимый объект кажется
более желанным, чем близкий, а у подростков к этому еще примешивается
свойственное их возрасту чувство противоречия и бунтарства.
Эффект очевидца [] Чем больше людей присутствует рядом, тем вероятнее,
что никто не окажет помощь, если она понадобится. Если вдруг кто-то
упадет в обморок в комнате, где присутствуют еще один-два человека, они
скорее всего кинутся на помощь. А вот в переполненном вагоне метро
соседи по вагону могут даже не обратить внимание на чье-то побелевшее
лицо. Раньше психологи толковали это как признак "дегуманизации",
происходящей в городской среде, — дескать, мегаполисы делают нас менее
человечными. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для
всех. По существу, это просто неосознанное перекладывание
ответственности, хорошо описанное в поговорке "У семи нянек дитя без
глазу". Чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый
из них понадеется, что помощь окажет кто-то другой. А в результате
ответственность не берет на себя никто.
Эффект труднодостижимости
Социальные психологи
так описывают этот феномен: люди, избирательные в своих социальных
выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Проще говоря, если
человек разборчив выборе друзей и не ходит на свидания со всеми подряд,
то дружить или встречаться с ним стремится большее количество людей, чем
с персоной более доступной. Подсознательная логика проста: если у него
есть власть выбирать, значит он занимает более высокое социальное
положение, более ценен и привлекателен. Однако это тонкий эффект.
Человек, чрезмерно увлеченный демонстрацией своей "труднодоступности",
постепенно отбивает у других людей всякую охоту заводить с ним
знакомство, становясь все менее социально желанным.
Эффект Пигмалиона
В отличие от мифа о Пигмалионе и Галатее, в
психологии эффект Пигмалиона — синоним самоосуществляющегося
пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это
понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей
на поведение учеников. Специалисты провели исследование, в котором
доказали, что при равных способностях учащихся ожидания учителей
способны повлиять на их успехи, вплоть до показателей IQ. Психологи
случайным образом выбрали нескольких школьников из различных классов и
рассказали учителям, что это особо талантливые дети, обладающие
необычайно высоким потенциалом. Ученики младших классов, в отношении
которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили
значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к
рассуждению по сравнению с другими учениками в своей школе. Эффект
объясняется просто:
зная, что ученик талантлив, учителя вкладывали в работу с ним больше
сил, поощряя его к большим достижениям, чем остальных детей. К тому же,
на самого ученика действовал эффект убеждения, который транслировали ему
значимые взрослые.
Эффект Зейгарник
Мнемический (то есть относящийся к памяти) эффект,
состоящий в зависимости эффективности запоминания от степени
законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 году Блюмы
Вульфовны Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше
запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той
напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не
получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект Зейгарник с
успехом применяется в педагогике и искусстве.
Эффект ореола
Каждый в институтские годы слышал поговорку: "Вначале
студент работает на зачетку, а затем — зачетка на него". Если человек в
какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает
неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, даже в том
случае, если эти мнимые достоинства никак не проявляются. И напротив,
при возникновении отрицательного впечатления от человека, наше сознание
пытается видеть в нем только плохое. Такое обобщение удобно мозгу: в
этом случае не возникает противоречий и полутонов. Поэтому если в первом
семестре студент хорошо занимается и готовится к экзаменам, то и во
втором семестре часто получает только отличные оценки при том, что
работает уже далеко не так старательно. На преподавателей уже действует
"эффект ореола", и они стараются натянуть ответ студента на "отлично". http://www.yoki.ru
|