Любознайка Пятница, 26.04.2024, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Мудрость. Стихи. Притчи. История праздников. О мужчинах. О женщинах. Пища для здоровья. Наука. Человек. По Руси. Сделай сам. Драгоценности. Напитки. Пища. Города и страны. Мифы и легенды. Природа. Общество. Приметы. Религия. Необычные вещи. Животные. Интересно. Ваш ребенок. Непознанное. Полезные советы. 1 помощь. психология. Генетика. Эзотерика. Баня. Алтайский край. Семья. Люди. вода. Аромат. Лингвистика. Афоризмы. Гороскоп. Закон. Растения. Заговоры. Таинственные места. Нетрадиционная медицина. Вещи. музыка. Философия жизни. Мистика и магия. Стекло и фарфор. Полезно знать. Цвет. Фэн-Шуй. Этикет. ЛФК и массаж. Дизайн. Текстиль. Опасно. Картины. Народные промыслы. Сады и парки. Красиво. Здоровье. Травы. Медицина. Уход. Народная медицина. цветы. Обереги. Диагностика. Советы для дома. Биоритмы. Ландшафт. Видео. Ремонт дома. Карьера. юмор. Дом. Дача. ГМО. Тест. Архитектура. Лекарства. Идем в поход. оружие. Цветоводство. Библиотеки. Боевые искусства. Музеи. войны. Молитва. книги. история. Ритуалы. Транспорт. Криминал. Сделай сам. Мебель. Свадьба. Инструменты для дома. Храмы и монастыри. Сделай сам. Ремонт дома.

Форма входа

Поиск

Главная » 2014 » Январь » 5 » Детская психология. ч.2
15:45
Детская психология. ч.2

Ребенок не слушается. Что делать?

«Вам не удастся никогда создать мудрецов,

если вы будете убивать в детях шалунов»

Жан Жак Руссо

Вот он, наш ребенок. Первая улыбка, первые шаги, первое яблоко. Ребенок подрастает, и вот уже он заявляет нам о своем несогласии с нами, настаивает на своем мнении и не соглашается выполнять то, о чем мы его просим. А весь наш опыт, знание жизни, желание обезопасить и научить сталкивается с простым и непререкаемым: «Не буду!». Что делать в этих случаях?

[]

Прежде всего – ответить себе на вопрос: «Какими мы хотим видеть наших детей?» Вряд ли кто-то из родителей хотел бы, чтобы его ребенок вырос зависимым от чужого мнения человеком, готовым сделать все, о чем его попросят, не способным отказать, не способным сформулировать, высказать и отстоять собственное мнение. Наоборот, как правило, мы хотим, чтобы наш ребенок был самостоятельным, умел сказать в компании «нет» (это становится особенно актуальным в современном мире, когда многие подростки сталкиваются с наркотиками, деструктивными занятиями), чтобы он мог определить, что ему важно, чтобы он мог сформулировать свою позицию и быть успешным в жизни. Как это сочетается с послушанием? Ведь именно в родительской семье ребенок приобретает модели поведения, которые в дальнейшем пронесет, возможно, через всю жизнь. Человек – существо целостное, и, привыкнув быть ведомым в родительской семье, как он сможет быть лидером самого себя, будучи взрослым? Сможет ли ребенок в будущем иметь собственное мнение, если в своей семье он не имел возможности иметь его и принимать собственные решения? Абрахам Брилл, известный американский психотерапевт, сказал: «Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого».

Расширьте перспективу

Когда ребенок не слушается, посмотрите на это с точки зрения формирования в этот момент привычки реагировать, которая будет сопровождать вашего ребенка, возможно, всю оставшуюся жизнь. Может быть, в данной ситуации более ценным для вашего ребенка будет то, что он отстоял свое мнение, а не то, что он выполнил родительское указание?

Встаньте на позицию ребенка

Так ли необходимо, чтобы он выполнил ваше указание? Может быть, в его действиях был собственный мотив, поняв который, вы сможете по-другому отнестись к его поведению? Например, он взял без спроса мамин сервиз. Прежде чем ругать его за это, может быть, стоит узнать, для чего он это сделал? И тогда окажется, что он хотел помочь вам, вымыв его, к тому же, потом сам убрал все на место. Что более ценно для вас – что он проявил заботу о вас и самостоятельность, или чтобы он следовал вашим указаниям?

Ребенок – самостоятельная суверенная личность

Когда мы даем указания ребенку, то подразумеваем, что он должен, обязан их выполнить. На самом деле ребенок – это уникальная, отдельная от нас личность. Попробуйте общаться с ним с уважением, предполагая право отказаться и право на личное мнение, как если бы вы общались со своим коллегой по работе. Уважая в ребенке самостоятельную, суверенную личность, вы сделаете возможным формирование в нем такой личности.

Эффект самоподтверждающегося пророчества

Эффект самоподтверждающегося пророчества, открытый Робертом Мертоном, заключается в следующем: «люди склоны действовать в соответствии с тем, чего ждут от них другие, а также со своими ожиданиями успеха или неудачи».

Психологи проводили следующие эксперименты:

Детям из начальных классов говорили, что, по результатам тестов (включая рисуночные тесты), они стоят на пороге резкого интеллектуального подъема. Дети действительно увеличивали свой интеллект.

Учителям, которые пришли работать в незнакомые классы, сказали: класс «А» - интеллектуальная элита. Это умницы, эрудиты, таланты. Класс «Б» - напротив, собрал самых глупых. Изначально классы были равны по силе и способностям. К концу года результаты класса «А» были заметно выше, чем у класса «Б».

Часто нам удобно повесить на ребенка ярлык «непослушный», «хулиган». Это заметно упрощает нам жизнь. А в результате, как и в экспериментах, проведенных психологами, мы получаем детей, соответствующих ярлыку. «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Может быть, было бы более продуктивным задуматься о том, как мы своими собственными действиями вызываем такую реакцию своего ребенка, и что мы можем изменить в себе?

Приобретая навык думать позитивно в отношении собственных детей и избегать обобщений, мы помогаем и нашим детям приобрести такой же навык. А, как известно, позитивное мышление - один из важных факторов успеха.

Возможность приобрести собственный опыт

Когда ребенок без обсуждений выполняет наши указания, с одной стороны, он усваивает правила, по которым следует жить («Не ходи по лужам, а то промочишь ноги и заболеешь»), с другой стороны – он усваивает, что существует кто-то извне, кто должен дать ему эти правила (в данном случае – родитель). В этой ситуации отсутствует участие самого ребенка в создании таких правил, и не формируется умение анализировать связи между собственными действиями и их последствиями.

В ситуациях, не связанных с опасностью для жизни и здоровья, мы должны дать ребенку возможность получить свой собственный опыт, принять свои собственные решения и связать их с полученными результатами. Навык, который мы формируем таким подходом – это не только умение принимать собственные решения, но и умение анализировать ситуацию, делать собственные выводы, формируя собственную (а не принесенную извне) жизненную позицию.

Когда послушание необходимо

Конечно же, все вышесказанное не означает, что дети не должны следовать нашим указаниям никогда. Существует множество ситуаций, в которых адекватным будет послушание ребенка. В частности, это ситуации, связанные с опасностью для жизни и здоровья.

Если послушание необходимо и разумные доводы ребенка не убеждают, будьте последовательны, тверды и уверены в себе. Дети – лучшие психологи, и если они увидят или почувствуют в вас неуверенность в собственном решении, вам трудно будет побудить их что-либо сделать.

Не посылайте двойных сигналов. Иногда дети не слушаются, поскольку, говоря им одно, невербально мы декларируем другое. В таком случае дети, как правило, следуют нашим невербальным инструкциям.

Например, словами мама говорит сыну-подростку: «Ты должен делать уроки», а всем своим видом демонстрирует: «Я маленькая девочка, а ты – взрослый по отношению ко мне». В этом случае мама четко распределила роли: сын-подросток играет роль взрослого, ведущего в отношениях, а сама мать играет роль ребенка, ведомого. Какой же взрослый будет слушаться ребенка?

Или папа говорит пятилетнему сыну: «Иди спать», интонацией, мимикой и жестами говоря: «Давай поиграем». Конечно, ребенок предпочтет невербальное приглашение к игре тому, чтобы ложится спать. Если после этого папа еще и накажет сына, у того будет полная несогласованность – сначала пригласили играть, а потом еще и наказали за то, что последовал приглашению. Как следствие – недоверие к папе и миру в целом.

Обратите внимание на то, какие сообщения вы передаете своему ребенку невербально. Возможно, это будет для вас ключом к большему взаимопониманию.

Надеемся, наш краткий анализ позволит вам по-новому взглянуть на такой вопрос детской психологии, как послушания детей и оставить больше места в ваших отношениях для любви, тепла и принятия.

Когда дети начинают раздражать

Одна из распространенных проблем в детской психологии – раздражение, которое мы испытываем в отношении собственных чад. Одна мама описывала это так: «Я очень люблю своего сына, и очень по нему скучаю, когда меня нет дома. Но когда я возвращаюсь домой с работы, после 10 минут общения с ним я начинаю испытывать раздражение, хочу заняться своими делами и не видеть его, не общаться с ним». Что можно посоветовать в такой ситуации?

Безусловно, каждая ситуация уникальна, и требует своего собственного решения. Однако, есть универсальные принципы, применив которые, можно как минимум облегчить, а как максимум – полностью разрешить неприятную ситуацию.

Наши дети являются нашим отражением; как губка, они впитывают наши модели поведения, привычки, стереотипы, мировоззрение. Если вы будете внимательны к своему ребенку, то заметите собственные фразы, выражение лица, интонации. С другой стороны, в окружающих людях нас раздражает, как правило, то, что мы не принимаем в себе самом, то, в чем не готовы себе признаться, что заталкиваем в дальние уголки нашего сознания.

Соответственно, чтобы перестать испытывать раздражение по отношению к другому человеку, надо научиться принимать и прощать самого себя. Принимать не идеальный образ себя, который нам нравится и поэтому хочется ему соответствовать, а того реального человека, которым являемся. Того, кто иногда злится, грустит, радуется, а бывает, и раздражается, видя собственного ребенка.

Принятие подобно теплым рукам обнимающей нас матери, дарящим расслабление и доверие к себе, и разрешение нам быть такими, какие мы есть.

К сожалению, часто бывает проще сказать о принятии себя, чем реально сделать это. Будьте честны сами с собой. Уделите чувству принятия столько внимания, сколько вам нужно. Разрешите себе принять себя самого. Позвольте себе принятие, как вы позволяете себе радоваться. Дайте себе возможность быть собой и жить в согласии с собой, без осуждения и чувства вины. Посмотрите, как вслед за этим чувством меняется ваш взгляд на мир и других людей.

Может быть, вы спросите: «При чем здесь я, ведь речь идет о моем ребенке?» Дело в том, что невозможно принять другого, если мы не принимаем себя, и невозможно позволить другому быть самим собой, если сам себе не позволяешь быть собой.

Поэтому, приняв себя, примите и своего ребенка. Вспомните, что ребенок – отдельная от вас личность, которая имеет право на собственную уникальность и самовыражение, имеет право быть собой, а не соответствовать вашим ожиданиям.

Расширьте зону своего внимания и заметьте не только себя, но и своего ребенка. То есть, замечайте не только свои чувства и мысли, но и его поведение, его мотивы и желания. Увидьте систему «Я и мой ребенок» в целом. Вы удивитесь, сколько открытий и новых и радостных возможностей для взаимодействия это вам принесет!

Дети создают нам величайшие возможности для внутреннего роста и познания себя. Они всегда дают нам шанс, и этим стоит воспользоваться!

     Источник: http://ztema.ru/
Просмотров: 339 | Добавил: Татьяна | Теги: Семья., Ваш ребенок. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для Веб-мастера
  • Программы для всех
  • Развлечения для всех
  • Каталог сайтов Рунета
  • Каталог рукоделий Рунета
  • Рецепты
  • Афиша-еда

  • Календарь

    Gismeteo

    Статистика.
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

  • Драг. металлы
    Курсы валют Курсы валют

    Валюта
    Курсы валют

    Copyright Luboznajka © 2024