Авторы: Яна Филимонова, Антон Евсеев
"Светлый
человек" и "темные мысли", "светлые воспоминания" и "черные дела"…
Добро и зло в нашем сознании архетипически связаны со светом и тьмой. Но
не совсем так, как принято считать, доказали ученые. Восприятие играет
забавную шутку: человек, совершивший дурное, стремится "осветить" мир
вокруг и думает о свете. "Светлому" достаточно и полумрака.
Группа
американских психологов во главе с профессором Промотешем Чаттирджи
(Promothesh Chatterjee) поставила любопытный эксперимент, в котором
людей попросили вспомнить их недавние поступки, добрые или не очень. Как
выяснилось, одно воспоминание о плохом или хорошем влияет на восприятие
окружающей действительности, причем даже на уровне органов чувств. [] "Мы
обнаружили, что воспоминание людей о чем-то абстрактном, вроде доброты,
меняет их восприятие конкретных вещей — к примеру, яркости окружающих
цветов", — говорит профессор Чаттирджи. Тех, кто думал о неэтичных
поступках, в буквальном смысле накрывала тьма: таким испытуемым
казалось, что в помещении пригасили лампы.
На следующем этапе
эксперимента психологи просили добровольцев выбрать из окружающих
предметов любую приглянувшуюся им вещь. Некоторые добровольцы чаще
других останавливали свой взгляд на "освещающих" объектах: свечах,
фонариках и тому подобных. Если вы думаете, что светящие предметы
выбирали "светлые" люди (то есть те, кто вспомнил о совершенных добрых
делах), то вы заблуждаетесь. У тех, кто вспомнил о зле, ощущение
"подступающей тьмы" было настолько явственным, что они подсознательно
тянулись к источникам освещения.
По мнению психологов, в игру
здесь вступили вина и стыд. Нехороший поступок заставлял человека
испытывать муки совести и чувствовать себя "окруженным тьмой". От этого
негативного ощущения он старался избавиться наиболее логичным с точки
зрения подсознания способом — добавить света. Чаттирджи называет
результаты исследования весьма значимыми. "Мы уже знаем, что зло
ассоциируется у людей с тьмой, — говорит он. — Но наше исследование
уникально, поскольку впервые показало, что зло заставляет людей не
просто думать о тьме, но видеть, чувствовать и на физическом уровне
воспринимать окружающую среду как более темную".
Возникает ряд
закономерных вопросов. Если человек, совершивший нечто дурное, не
хватается за свечу или факел — значит ли это, что он совершенно
бессовестный, или просто мыслит реалистично? Другой, еще более
закономерный вопрос: существует ли обратная связь? То есть может ли
освещенность места влиять на моральные установки человека? Последнее
психологи собираются проверить в ближайшем будущем. Их интересует,
возможно ли с помощью яркого света заглушить голос совести. Психологи
уже давно установили связь психологического состояния с перцептивным (с
помощью органов чувств) восприятием. Еще в 1965 году в США был проведен
следующий эксперимент. Испытуемым раздали стереоскопы, через которые им
предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоциональных
состояниях.
Стереоскоп — устройство, позволяющее предъявлять
испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он
воспринимает левым глазом, а другое — правым. При этом он воспринимает
их как единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо
правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.
Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары
фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а
испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них. На
самом-то деле они видели сразу два изображения, а у их нервной системы
был выбор: создать образ на основе правой или левой картинки или же
"скрестить" их и получить нечто среднее.
С одной группой
испытуемых экспериментатор вел себя вежливо и обходительно, с другой —
грубо и агрессивно. Испытуемые, обиженные и раздраженные поведением
экспериментатора, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица.
Испытуемые
же из контрольной группы, с которыми он общался приветливо, напротив,
чаще оценивали состояние людей на фотографиях как радостное и
удовлетворенное. Эти эксперименты наглядно демонстрируют: эмоции реально
влияют на восприятие окружающей действительности, меняя оценку других
людей и зрительное восприятие пространства.
Не исключено, что
негативные ассоциации с тьмой возникли у людей еще в глубокой древности,
когда наши предки начали жить в саваннах. На этих открытых
пространствах у первобытных людей сразу же появились серьезные враги —
крупные кошки вроде льва, леопарда или саблезубого тигра. А они, как мы
знаем, нападают преимущественно ночью. Хоть наши предки и обладали
чутким слухом и обонянием, им вряд ли всегда удавалось вовремя заметить
приближение хищника — ведь крадущуюся кошку засечь практически
невозможно. Особенно в темноте.
Страх
перед крупными кошками породил устойчивую ассоциацию: раз из темноты
всегда приходит что-то плохое, то сама темнота, без сомнения — зло. Но
уже давно известно, что такие связи работают в обе стороны. Грубо
говоря, раз темнота ассоциируется с чем-то плохим, то и плохое
автоматически будет ассоциироваться с тьмой. Потому-то совершение
плохого поступка и вызывает психосоматическую реакцию — злодею кажется,
что мир потемнел (при столь сильных ассоциативных связях это вполне
обычное явление).
Позже люди научились бороться с мраком,
создавая искусственные источники света — например, костры. Когда группа
ночью собиралась у огня, ее шансы избежать нападения коварного врага
росли — ведь кошки боятся пламени. В этом-то и был смысл поддержания
костров горящими всю ночь — что, на первый взгляд, в Африке с ее весьма
теплым климатом несколько странно.
Ну, а дальше подключился
естественный отбор, который увеличил шансы на процветание тех групп, что
поддерживали огонь. На их членов хищники практически не нападали, а
следовательно, сами группы были более многочисленными, контролировали
большую территорию и оставляли более многочисленное потомство.
И
хоть все эти события давно канули в лету, привычка ассоциировать тьму с
чем-то плохим у нас осталась. Как и поведенческий стереотип, вынуждающий
нас искать спасение от опасности вблизи источника света. Как
выяснилось, эти ассоциативные связи до сих пор настолько сильны, что
влияют на наше визуальное восприятие мира.
|