Автор: Олег Сатов Психологи
очень любят рассуждать об ответственности, о том, что следует нести
ответственность за каждый миг своей жизни, за каждое решение, за каждый
поступок и даже за каждую тайную мысль. И это с овершенно правильно —
отказ сознательно взять на себя ответственность за все происходящее в
жизни обычно приводит человека именно в кабинет психолога.
Здесь
на сайте вопрос ответственности также постоянно муссируется, но для
полноты картины не хватает одной интересной детали, которая поможет
яснее понять, почему сознательная ответственность это так важно.
Фокус
в том, что ответственности избежать вообще невозможно. Поэтому все
разговоры о том, что ее нужно научиться нести — это только своеобразная
дидактическая уловка, к которой психологи прибегают, чтобы не утонуть
вместе с пациентом в философских дебрях. [] Повторяю: нет никакой
возможности избежать ответственности за свою жизнь. Это так же
невозможно, как невозможно перестать дышать по собственной воле.
Механизм внутренней психологической ответственности заложен в человека
природой, как один из инструментов обучения, а значит и выживания.
Выключить его даже при всем желании нельзя, можно лишь обмануть себя на
сей счет, сделав хорошую мину при плохой игре.
Ответственность —
это не что иное, как обратная связь, так необходимая для получения и
фиксации нового опыта, и выбор человека состоит только лишь в том,
воспринимать эту обратную связь в конструктивно и в чистом виде или же, в
попытке избежать болезненных переживаний, получать искаженные
представления о реальности, о причинах и следствиях своих поступков.
Например.
Вот ремонтирует плотник оконную раму, но в какой-то момент отвлекается,
бьет молотком себе по пальцу, роняет раму и разбивает стекло — какой
опыт он должен из этого извлечь? Здоровая и здравая оценка ситуации
звучит примерно так: «Я был неосторожен в обращении с инструментом, за
что и поплатился. Вероятно я не так ловок, как сам себе возомнил, и
впредь надо не выделываться, не спешить, а работать более вдумчиво и
внимательно. Ничего страшного, что стекло придется покупать, — будет мне
урок». — И так далее. Он получил отрицательный опыт, признал его и
принял в свою жизнь — все хорошо.
А вот как звучит та же история с
точки зрения человека привыкшего избегать ответственности: «Ну кто
придумал делать молотки с такой неудобной ручкой? А гвозди?! — Откуда у
них там руки растут, если они ни одного прямого гвоздя сделать не могут?
А еще бригадир, урод, торопит под руку! Пусть он за разбитое стекло и
платит теперь!» — Уже совсем другая песня, да? В любой ситуации можно
найти крайних и виноватых, лишь бы не признаваться себе в собственной
криворукости.
Это и есть пример искажения реальности, который в
дальнейшем ведет к нерациональному распределению усилий и усугублению
ситуации. Вместо того, чтобы признать собственную ошибку и научиться
чему-то новому (или наработать недостающий навык, как в нашем примере),
этот горе-плотник потратит силы на пререкания с начальником и
доказательство собственной невиновности собутыльникам.
А как оно
на деле — удалось ли безответственному плотнику по-настоящему избежать
ответственности? Допустим, начальник махнул рукой, допустим, приятели
согласились, что наш герой действительно герой, но значит ли это, что он
смог увильнуть от всякой ответственности за свою ошибку?
С точки
зрения его трусливого и изворотливого Эго, ответственности он избежал —
начальник его наказывать не стал, приятели не подняли на смех его
неловкость. Эго и сознательная самооценка в безопасности — можно даже
гордиться собственной «неуязвимостью». Но на бессознательном уровне все
выглядит несколько иначе — в глубине души он отдает себе отчет в том,
что был не прав, что сам виноват, и что начальника подставил, и что
коллегам своим наврал с три короба.
И если он никак не хочет сам
себе во всем этом признаваться и продолжает глушить свои глубинные
переживания, то возникает (или усиливается) внутренний конфликт —
представления о самом себе все больше расходятся с реальностью, а это
создает почву для возникновения неврозов, начиная с простой, но
непреодолимой, неуверенности в себе, и заканчивая тяжелыми
психосоматическими заболеваниями. А там, где нарушена самооценка, там и
весь букет проблем — в карьере, в отношениях, в семье, в сексе и
совершенно беспросветное будущее.
Так избежал ли он ответственности? Или он избежал только социальных и юридических последствий?
А
ведь мы еще ничего не сказали про то, что жизнь не прощает не выученных
уроков, и если с первого раза человек ничему не научился, то
обязательно будет второй раз и третий, и четвертый, и чем дальше, тем
более суровые будут последствия за отказ принимать уроки жизни. И это
тоже часть неизбежной ответственности.
Мы боимся признания
собственной ошибки, потому что на неосознаваемом уровне ощущаем, что
такое признание нанесет сокрушительный удар по самооценке и в целом по
всей личности. Мы боимся не фактических последствий ошибки, а того
психологического подтекста, который она с собой несет. Вместо того,
чтобы спокойно признать собственную оплошность и быстро исправить
ситуацию, мы ищем возможности выйти сухими из воды и сохранить свое Эго в
неприкосновенности, даже если это окончательно погубит ситуацию.
Мы
боимся ошибаться, боимся быть неправыми, боимся узнавать и признавать
собственные слабости, и тем самым лишаем себя возможности развиваться,
учиться и двигаться дальше — так мы застреваем на месте и ввергаем себя в
состояние, которое в христианстве традиционно называется адом. Ведь ад —
это и есть состояние внутреннего раскола, когда слова расходятся с
делом, представления не соответствуют реальности, а сознательные и
бессознательные желания противоречат друг другу.
Однако не стоит
бросаться в противоположную крайность и начинать на каждом углу кричать о
своих ошибках — это стратегически не верно и психологически бесполезно.
Суть не в том, чтобы брать на себя и нести социальную ответственность
по всей строгости. Ответственность перед другими людьми — это чепуха.
Главное — не обманывать себя, не оставлять в душе темных пятен, четко и
трезво отдавать себе отчет в каждом своем шаге и побудительном мотиве,
докапываться и принимать к сведению истинные причины каждой победы и
каждого поражения.
Другими словами, нужно перестать бояться и
стыдиться самих себя, перестать убегать от психологических трудностей,
перестать бояться возможных ошибок, потому что именно это отличает
взрослого человека — не безупречность его решений и поступков, а
отсутствие страха перед правдой о самом себе, своих возможностях и своих
слабостях.
А та самая безусловная и безоговорочная
ответственность за каждое мгновение своей жизни… ее мы несем только
перед самими собой. И от нее нельзя убежать, можно лишь убедить себя в
том, что, засунув голову в задницу, мы продолжаем дышать свежим
воздухом. Простите мой французский…
|