Автор: Яна Лан Всем нам хочется иметь гармоничные, доверительные отношения друг с
другом и со своими детьми в первую очередь. Но почему же иногда мы не
можем поладить с так называемыми капризами ребенка, которые кажутся нам
верхом несуразности, глупости и баловства? Когда терпение кончается, мы
кричим: "Ну в кого же тв такой уродился?”, имея в виду не очень хорошие
качества второго родителя или начинаем себя винить в том, что
неправильно воспитали и не привили нужных качеств.
[]
Так в чем же причина? Что больше влияет на характер наших чад - наследственность или наше воспитание (т.е. окружающая среда)?
Скажу
сразу, что есть три гипотезы, имеющие под собой достаточно
доказательств и приверженцев. Первая утверждает, что всему виной
наследственность, и нечего рыпаться - что уродилось, то и вырастет.
Вторая, наоборот, говорит о том, что любые качества поддаются изменению и
из любого ребенка можно вырастить кого угодно, только нужно знать как.
Ну, и третья, как водится - совмещает в себе первые две, утверждая, что и
наследственность и факторы среды могут иметь решающее значение при
формировании человеческой личности.
Как вы уже догадались, я
больше всего люблю именно третью гипотезу. Потому что невозможно
отметать и врожденные качества и влияние социума.
Но тут есть
очень интересный момент - если на генетическую предрасположенность мы
повлиять не можем, то на окружающую ребенка среду можем влиять
непосредственно. Причем, зная наследственную предрасположенность, мо
можем не допустить формирования определенных качеств, и наоборот,
повлиять на формирование качеств желаемых!
К примеру, если мы
видим склонность ребенка к импульсивному поведению, вспыльчивости,
истерикам - то наша задача состоит в создании такой атмосферы, в которой
эти качества не будут иметь возможности проявиться. Если мы это
сделаем, то можем если не убрать данное качество полностью, то очень
сгладить его, свести его проявления к минимуму либо научить ребенка
справляться с собой в такие моменты.
Точно также обстоят дела с
другими проявлениями характера - застенчивостью, страхами, зависимым
поведением, неконтролируемыми вспышками агрессии и т.д.
Самое
главное в этом всем - понимать, что поведение ребенка вызвано именно
наследственной предрасположенностью, а не так называемым воспитанием (я
имею в виду давление со стороны родителей). Потому что если
вышеуказанные капризы стали следствием нашего неправильного
родительского поведения - то, как говориться, нечего на зеркало пенять,
коль рожа крива. Может, это прозвучит жестко и категорично - зато
целиком соответствует реальности.
Потому что детки - практически всегда отражение семейного уклада и существующих в нем проблем. Это уже помимо наследственности.
Вот
такой запутанный клубок. Из которого опят же следует основная мысль,
что начинать воспитание своих детей нужно с понимания себя и своих
трудностей. Которые если есть - то отразятся на детях в обязательном
порядке. Кстати, именно дети в семье являются индикаторами семейных
проблем - начиная работать с ребенком, психолог вынужден вытаскивать на свет божий отношения между членами семьи, в которых чаще всего и коренится проблема ребенка.
|